В эфире радиопередача Прогрессивное Время, и этот выпуск в очередной раз станет одной из двух частей захватывающего повествования. А вестись оно будет о замечательном и сумасбродном мульти-инструменталисте Михаиле Алановиче Паттоне.

Майк Алан Паттон, урожденный 27 января 1968 года, знаменит в основном как поющий участник группы Faith No More. Но редакция 42 фм состоит в основном из оптимистов, поэтому мы искренне надеемся, что большинству слушателей он известен и своими остальными творческими проектами. Именно об этом и пойдет речь, дабы не оставить никого из вас пребывать в неведении.

Началось всё со школьной группы, когда в возрасте приблизительно 18-ти лет, Паттон со своими друзьями собрал коллектив Mr. Bungle. Так случилось, что на протяжении всего времени существования этого коллектива Майк параллельно работал еще в нескольких коллективах, но об этом чуть позже. А тогда это была подростковая безбашенная группа, играющая разудалое… всё. Когда парней начали приглашать на вечеринки, пьянки и дискотеки, им пришлось на ходу славливаться с желаниями слушателей. Отсюда, по словам самого Паттона, и такая пестрота в жанрах, исполняемых Mr. Bungle.

Mr. Bungle — Evil Satan — Bowel of Chiley (Demo) — 1987

Как мы видим, музыканты (и даже при отсутствии на тот момент у группы студийных альбомов их смело можно назвать профессиональными музыкантами) музыканты совершенно не боялись совмещать несовместимые жанры, отчего творчество Mr. Bungle становилось только задорнее и экспериментальнее. За всё свое существование коллектив успел сыграть фанк, метал, босса-нову, джаз, ска, индастриал, фьюжн, электронщину и даже какие-то мультяшные саундтреки.

Mr. Bungle — Incoherence — Bowel of Chiley (Demo) — 1987

В группу Faith No More Паттона пригласили в 1988 году. И очень вовремя, надо сказать, так как с этого момента группа приобрела наибольшую популярность. Музыка ФНМ жанрово очень схожа с ранними RHCP. На этой почве между Паттоном и Энтони Кидисом возник многолетний конфликт. Последний утверждал, что сценический образ и манеру петь Паттон наглым образом у него скоммуниздил.
Наконец, в 1991 году с Паттоном завёл дружбу Джон Зорн, небезызвестный джаз-авангардист с золотым саксофоном. Джон привел «Банглов» в студию Warner Bros Records и сходу спродюссировал их первый альбом. Он так и называется — «Mr. Bungle».

Mr. Bungle — Slowly Growing Deaf — Mr. Bungle — 1991

На этом же альбоме встречаются аудиофрагменты некой детской обучающей передачи. Передача называлась «Mr. Bungle», откуда, собственно, и было взято название для группы. Так звали главного персонажа, не очень порядочного маппета, который подавал детям пример того, как себя вести НЕ стоит.
Основной концертной фишкой «банглов» было то, что музыканты между песнями могли меняться местами. Каждый мог играть практически на всех инструментах, и Паттон был тому примером: он пел, отвечал за электронщину, играл на клавишных, гитаре, бас-гитаре и ударных. Тем временем, будучи новоиспеченным вокалистом Faith No More, Паттон с интузиазмом взялся за работу. Для первого альбома с его участием Майк написал текст ко всем песням за две недели. Пластинка получила название «The Real Thing» и стала отправной точкой для набирающей популярность группы. Парней стали постоянно показывать по MTV, номинировать на всякие Аварды и писать о них в различных популярных журналах о музыке. После мирового турне в поддержку «Реальной Вещицы» Faith No More приобрели мировую известность.

Faith No More — Surprise! You’re Dead! — The Real Thing — 1989

С течением времени музыка Faith No More становилась всё более экпериментальной, но по-прежнему оставалась популярной и востребованной. Альбом «Angel Dust» также был номинирован по всем швам и со всеми вытекающими. На нем же и устроился прославляющий группу хит «Midlife Criris».

Faith No More — Midlife Criris — Angel Dust — 1992

Продолжая экспериментировать в Mr. Bungle, Паттон со-товарищи под зорким и метким глазом Зорна выпускают в 95 году альбом «Disco Volante». Так повелось, что эта пластинка считается самой трудновоспринимаемой в творчестве Банглов.

Mr. Bungle — Chemical Marriage — Disco Volante — 1995

Может быть, это был какой-то особенный период в карьере Майка, но следующий альбом FNM тоже стал крайне экспериментальным. Перед записью «King for a day… Fool for a lifetime» в группе даже сменился гитарист. На смену Джиму Мартину пришел Трэй Спрауэнс — коллега Паттона по Мистеру Банглу.

Faith No More — King For A day — King for a day… Fool for a lifetime — 1995

Во время многочисленных турне вместе с Faith No Мore Паттон иногда запирался в своем номере отеля с диктофоном и экспериментировал с собственным голосом. Не то чтобы это можно было назвать экспериментами, но всё что Майк наиздавал тогда в свой диктофон, чуть позднее было нарезано, прилизано и сведено в сольник под названием «Adult Themes for Voice». То, что на нем располагается — это самый настоящий ад и Израиль, и нет никакого смысла пускать это в эфир. А вот второй сольник Паттона Pranzo Oltranzista 1997 года, хоть и является тем же самым нойзом, но более-менее слушабельный. Его содержание основывается на книге Futurist Cookbook итальянского поэта Филиппо Томассо Маринетти, и даже Джон Зорн принял в его записи участие, исполнив несколько саксофонных партий.

Mike Patton — Scoppiongola — Pranzo Oltranzista — 1997

Далее по списку — последняя на сегодняшний день пластинка Faith No More. Альбом ни плох, ни хорош. Он получил название «Album Of The Year», а также некоторое признание в Европе и Океании. Ни о каких наградах MTV, и тем более Грэмми, говорить не приходится. После выхода этого альбома, в 1998 году Faith No More распались, но не навсегда.

Faith No More — Got That Feeling — Album of the Year — 1997

Зато уже в 1999 году уже вместе с Mr. Bungle Майк Паттон представил общественности альбом California. Сам альбом получился куда более дружелюбным к человеческому уху, но вот с его появлением на прилавках возникли определенные трудности. Давнее и не очень приятное знакомство Паттона со всё тем же Энтони Киддисом аукнулось на этот раз и Банглам. В том же 99-м году у РХЧП готовился к релизу их платиновый «Californication», и с легкой, но властной подачи Киддиса готовившийся в печать альбом Мистера Бангла был выкинут с Уорнер Брос Рекордс. Решив не останавливаться на достигнутом, Энтони замолвил еще несколько словечек, после чего ансамбль Паттона был вычеркнут из списка участников сразу нескольких фестивалей в Европе. Задумав отомстить в привычной для себя манере, музыканты на очередном концерте в Мичигане вырядились как участники РХЧП и исполняли героиновые каверы каких-то совсем плохих песенок. После этого Киддис закрыл им дорогу и на Австралийские фестивали.

Mr. Bungle — Retrovertigo — California — 1999

В 2000-м Мистер Бангл распался, и Паттон признался, что врядли когда-нибудь его воссоединит, потому что на данный момент очень занят. И это были не пустые слова. К 1999-му у Паттона уже был свой собственный лейбл под названием Ipecac Records, названный именем растения «ипекакуана», а в простонародии — рвотный корень. Слоганом лейбла решено было оставить следующую фразу: «Вызываем рвоту с 1999 года».
Еще в 98-м Паттон заявил, что хочет свою собственную группу с шахматами и библиотекаршами. Тогда же он и собрал Fantômas, названный в честь персонажа французских комиксов. Он собрал вместе своих друзей и коллег — Базза Осборна и Тревора Данна. За установку Паттон хотел позвать Игоря Кавалеру, но у того просто не нашлось времени, и за нее сел не менее известный Дэйв Ломбардо из Слеера. Собственно первый альбом Фантомаса стал и первым альбомом, изданным на Ипекакуана Рекордс. Альбом стал одноименным, а треки носят названия номеров страниц, соответствующих комиксу про Фантомаса.

Fantômas — Page 12 (31 Frames) — Fantômas — 1999

Пытаясь утолить свою жажду экспериментарора, Паттон открывает для себя талант в лице японского нойзера Merzbow. Он берет несколько его записей и пересводит их, превращая один нойз в немного другой. Этот проект был назван «Maldoror» и был выпущен в свет всего одним альбомом «She».

Maldoror — Butterfly Kiss — She — 1999

Еще один «свой собственный» проект Паттона был сформирован в 2000-м году и назван Tomahawk. Новоиспеченный вокалист Паттон позвал гитариста Дьюана Дэнисона из группы The Jesus Lizard и басиста Кевина Ратмэниса из Melvins. А Дэнисон привел с собой ударника Helmet Дэниса Стэниера. Таким образом, Томагавк стал очередной «супергруппой» под руководством Паттона и издавался также на его лейбле. Первый же альбом, по доброй традиции, был назван именем группы и вышел в 2001 году.

Tomahawk — Flashback — Tomahawk — 2001

В группе Фантомас работа так же не стояла на месте. В том же 2001 году выходит довольно любопытная пластинка под названием «The Director’s Cut». То, что представили здесь музыканты, является ничем иным, как ремейками саундтреков к различным известным кинофильмам, в числе которых например «Крестный Отец».

Fantômas — The Godfather — The Director’s Cut — 2001

Не секрет, что судьба группы Fantômas тесно сплетена с группой Melvins, хотя бы потому что обе имели по-крайней мере двух общих музыкантов — Осборна и Данна. Поэтому не удивительно, что в 2002 году на Ипекак Рекордс вышла пластинка The Fantômas Melvins Big Band, содержавшая записи их совместного концерта 2000 года.

The Fantômas Melvins Big Band — The Bit — Millennium Monsterwork 2000 — 2002

А продолжение рассказа об удивительной жизни дяди Миши слушайте через неделю на 42FM. На этом я с вами прощаюсь. Пока.

      Запись передачи.