Jethro Tull
(3вучит песня с альбома Too Old to Rock’n’Roll: Too Young to Die! — Taxi Grab (1976))
Громадный кусок классического прог-рока из глубины двадцатого века дарит нам замечательный человек по имени Йэн Андерсон. Именно он является отцом и идейным вдохновителем коллектива Jethro Tull, о котором сегодня пойдет речь.
Редакция 42фм безумно обрадована тем фактом, что наш эфир достоен упоминания об этой группе. А также искренне надеется, что достоен…
Так или иначе, история Jethro Tull начинается в 1963-м году, когда Андерсон организовал некий неудачливый музыкальный коллектив, который к моменту выхода первого альбома Jethro Tull сменил не один десяток названий. Вероятно упорство и желание Андерсона и басиста Гленна Корника играть музыку помогли спустя долгих пять лет найти себе продюссера и издателя. Истощив свою фантазию бесконечными придумываниями названий группы, музыканты остановились на варианте Jethro Tull — в честь английского изобретателя. Изобретатель был необычный, а самый настоящий агроном 18-го века, который взял и изобрёл рядковую плуг-сеялку, чем, собственно, и прославился.
Дебютный альбом, вышедший в 68-м году назывался This Was и носил блюзово-прогрессивный характер. Хотя… лучше один раз альбом, чем семь раз прог-тайм.
Вобщем в эфире трэк с дебютника под названием
This Was — Cat’s Squirrel.
Первым же альбомом и был определён стиль группы. В рок Корника и блюз Рика Эбрамса Андерсон добавил флейту, оттеняя общее звучание некоторой фолковостью. Что примечательно, флейту Андерсон первый раз взял в руки за несколько месяцев до выхода This Was. По его словам, это произошло от желания добавить в музыку что-то необычное, но в то же время помещающееся в карман.
В 69-м году вместе с Эбрамсом группу покидает некоторое количество блюза. На их месте пояляется Мартин Барр, который наряду с лидером группы становится главным долгожителем Jethro Tull. Второй пластинкой группы стала Stand Up того же года. И последней в истории группы, занявшей первое место в британском хит-параде. Блюза стало гораздо меньше, а авторство песен полностью принадлежало Андерсону.
Stand up — А new Day Yesterday (1969)
Третий альбом Benefit был записан при участии клавишника Джона Ивена. Здесь налицо начало экспериментов со звуком. Аранжировки становились сложнее, настроение песен гораздо мрачнее пердыдущих альбомов. На первом же треке с альбома Йэн записал свою флейту «наоборот», сделав аудиозапись на реверсе. Выйдя в апреле 70-го года, альбом занял 3-е место британских чартов. После этого бас Гленна Корника достается Джеффри Хэммонду.
Benefit — To Cry You a Song (1970)
Нe без помощи Джеффри Хэмонда Jethro Tull записывают альбом Aqualung. И это не название костюма для подводной охоты на морских ежей, а имя главного героя альбома. Решение создать персонажа и его историю приблизило группу к созданию концептуального альбома, но Aqualung пока ещё таким не являлся. Но был преисполнен яркой поэзией Йэна Андерсона и в итоге стал самым известным произведением группы.
Радио-любимчик с этой пластинки под названием
Aqualung — Locomotive Breath (1971)
Если говорить о концептуальных работах Jethro Tull, то пластинка Thick as a Brick — стала концептуальной до последней виниловой прожилки на обеих сторонах. А их насчитывалось две, и при сложении обеих получалась одна большая композиция длиною в 43 минуты. Для слушателей альбом стал откровением.
Не имея, по сути, отношения к кентерберийской школе, Jethro Tull во многом повторяли историю многих прог-коллективов из того мира «неоткрытой музыки». В 2003-м году Андерсон объясняет это так: «…Играть музыку в конце шестидесятых — это было как на Луну слетать. Девственные просторы, любой кусок территории — твой. Втыкаешь флаг и говоришь: «Мое». Хендрикс, Моррисон, я — мы не то чтобы были сильно умными, нам просто повезло со временем и местом. У большинства из нас все получилось. Но кто-то ведь должен был взять флейту в руки.»
Thick as a Brick
Вторым концептом Jethro Tull стал альбом «A Passion Play», который записывался довольно долго и увидел радостные уши меломанов только в 73-м году. Он также был ничем иным, как одной целой песенкой, расположенной на двух сторонах диска. После этого в процессе генерации музыки у группы наступила пауза. Текущий состав давал очень эксцентричные концерты вплоть до 75-го года. Андерсон поражал публику игрой на флейте, стоя на одной ноге. Правда однажды в Бомбее местный журналист обвинил его в высмеивании религии кришнаидов. Когда Йэн увидел изображение Кришны, играющего на флейте стоя на одной ноге, он был, мягко говоря, приятно удивлен.
Однако же взаимоотношения лидера Jethro Tull с музыкальными критиками были хуже некуда. В то время, как популярность группы росла день ото дня.
A Passion Play
В начале 74-го года музыканты задумали сюжет фильма. Был готов материал для двойного альбома с музыкальной озвучкой для будущего творения. Но идея не была интересна никому из представителей киноинсдустрии, поэтому весь материал превратился в 10 песен концептуального альбома, сюжет которого можно определить как «метафизическая черная комедия». Называлось сие творение War Child. Звучание привычно задумчивых Jethro Tull здесь превращается в легкую, ненавязчивую, иногда весёлую, но по-прежнему сложную музыку.
Так мог бы выглядеть саундтрек к «Команде А», напиши его Андерсон в восьмидесятые.
War Child — The Third Hoorah (1974)
Jethro Tull создают в 75-м году альбом «Minstrel in the Gallery», концептуальностью и звучанием неумолимо напоминающий Aqualung. Общее настроение пластинки можно назвать нежно-печальным из-за того, что Йэн Андерсон пребывал в тот момент в подавленном состоянии из-за развода со своей женой.
На гастрольную составляющую это влияло довольно слабо. Образ группы и Андерсона как такового очень оживлял концертные площадки принимающих городов. И как в любом прог-роке музыка по-прежнему оставалась смыслом жизни, а не способом заработать.
В голове Андерсона это выглядело так: «Если написать все, что я играю каждый раз, то 80% будет — одна и та же музыка, одни и те же ноты, но 20% — импровизация. То есть каждая песня каждый раз звучит иначе. В каждой песне есть момент для импровизации, и я не знаю, что сыграю, пока не сыграю. Это непредсказуемо.»
Minstrel in the Gallery — One White Duck / Nothing At All (1975)
Вновь выдуманый персонаж для нового концепта Jethro Tull показывает протестующий средний палец правой руки с обложки диска Too Old to Rock ‘n’ Roll: Too Young to Die!
Это фраза Йэна, а персонаж сделан по его образу и подобию, как бы он это не отрицал. Прожженый рокер, не желающий мириться со старостью смотрит с комикса, приложенного к пластинке.
Too Old to Rock ‘n’ Roll: Too Young to Die! (1976)
Далее происходило вот что. Андерсон поселился в загородном фермерском домике. Музыка сделала сильный крен в сторону фолка, что ни в коем разе не отразилось на популярности. Теперь Jethro Tull были известны и среди поклонников фольклора. Отчетливо просматривается стремление Йэна к упразднению любого вида сольных партий в музыке. «Меня беспокоит солирование ради солирования. Гораздо лучше, когда группа звучит как единое целое.» Состав Jethro Tull этого времени считается «золотым». Этот период в три года стал причиной выхода целых трех альбомов. Heavy Horses(78), Stormwatch(79) и Songs from the Wood(77), с которого прозвучит следующая композиция
Hunting Girl
С наступлением 80-х группе суждено было выпустить альбом, существенно отличавшийся звучанием. Альбом с названием «А» задумывался Андэрсоном как сольник. В итоге набралась хорошая команда людей, принимавших участие в его создании. Во всю были использованиы возможности синтезаторов и прочих прелестей электронной эпохи, заполоняющих планету в восьмидесятых.
А — Batteries Not Included (1980)
Broadsword and the Beast, выпущеный в 82-м году возвращает группу к её привычному фолковому рок-звучанию.
Broadsword and the Beast — Flying Colours (1982)
Наконец, прогресс победил участников группы Jethro Tull, и в 84-м году появился Under The Wraps, с горкою набитый электроникой и драм-машиной вместо ударника. Самым удачным альбом определенно не стал, но зато группа засветилась на молодом в то время музыкальном канале MTV. Кстати, в Советском Союзе с группой Джетро Талл можно было познакомиться с помощью той самой синей пластинки Original Masters 85-го года, на обложке которой молодой Андерсон фактически марширует стоя на одной ноге и подыгрывает себе флейтой.
Under The Wraps — Radio Free Moscow (1984)
После Under The Wraps было решено сделать перерыв, дабы вокалист восстановил голос и, заодно, занялся разведением лососей.
Спустя целых три года Jethro Tull феерически вернулись в настоящее, создав классически звучащий альбом Crest Of A Knave. А феерически, потому что в этом же году они получают Гремми и обгоняют тем самым группу (о майн гад!) Metallica.
Crest Of A Knave — Steel Monkey — (1987)
Значительно слабее был следующий альбом Rock Island. Весь материал был довольно мрачным, лирика Андерсона — довольно грубой, звучание — непривычно хардовое.
Зато уже в 1991-м на альбоме Catfish Rising инструменты внось становятся живыми, а электроника отходит на второй, даже на третий план.
Catfish Rising — Rocks On The Road (1991)
Мы нарочно опускаем концертные альбомы группы по двум причинам. Во-первых прог-тайм не является презервативом и не растягивается больше, чем на полтора часа. А во-вторых, дискография в достатке присутствует на просторах интернета.
Следующий альбом Roots to Branches был записан уже в 95-м году. К этому времени Jethro Tull наполнился некоторым количеством этнического звучания. Вслед за ним появился J-Tull Dot Com, намекающий своим названием на современность группы и на необратимость процесса старения названиями своих песен.
J-Tull Dot Com — Hot Mango Flush (1999)
К настоящему моменту коллекции фанатов Jethro Tull наполнены немалым количеством всевозможных сборников, бонус-альбомов и компиляций, содержащих большое количество не вошедших в студийники композиций. И главное — это то, что группа живет и гастролирует до сих пор. Грандиозным подарком российским слушателям стал, к примеру, концерт 2008-го года.
Ну а чтобы не забывать, кто такие Jethro Tull, почаще включайте 42 fm и ждите их в эфире.
Запись передачи.