Настало время необычной и красивой музыки. Длина этому времени — час. Имя этому времени — Прог-Тайм. В эфире 42фм 21-й выпуск передачи, а я вас категорически приветствую.
Eskaton — Pitie — 4 Visions
Благодаря такому необычному и длинному началу половина слушателей теперь может представить, каков на слух музыкальный стиль с названием зюль (zeuhl), о котором и пойдёт, а точнее уже пошла сегодня речь.
Итак откуда название, и кто его придумал? Зюль, а иногда цойль или зоуль был придуман французом Кристианом Вандером в 1969 году. Этим же человеком и по совместительству барабанщиком был создан коллектив Magma, официально считающийся первым и главным в жанре. Надо отметить, что групп с названием Магма существует (или существовало) колличеством не менее шести. Рок-дуэт барабанщика и органиста из Германии в 1970-е годы, недолго Польский поп-коллектив в конце 1990 года, южнокорейская группа, которая играла мощный хард-рок в 80м году, румынская трэш-метал группа 2000-х годов, а также сербский метал и прогрессивный аргентинской фолк в 80-х. Поэтому нагугливая Magma будте внимательны. Цойль родом из Франции и ниоткуда более.
Aina — Magma (aka Kobaïa)
У коллектива Магма несколько интересных особенностей.
Итак Вандер создал группу, идея творчества которой полностю принадлежала ему. Он создал некий фантастический мир с названием Кобайя. Он придумал ему историю, жителей и даже язык. Именно на этом «кобайянском» языке и исполняется половина песен Магмы. А слово цойль — это ничто иное, как перевод с кобайянского слова «небесный», «божественный». Планете Кобайя и её жителям посвящены абсолютно все альбомы Магмы, это то, в чем заключалось постоянство коллектива. А вот с его составом все было наоборот. За всю историю Магмы чере неё прошло невероятное количество музыкантов, многие из которых создали позднее собственные проекты либо же продолжили начатое Вандером, когда тот распустил группу. Кстати ещё одной особенностью Магмы можно считать то, что она была распущена и восстановлена более трех раз.
Kobaïa — Magma (aka Kobaïa)
Теперь, двигаясь дальше, расскажу немного о группе Eskaton, которая звучала в самом начале. По своей уникальности и великолепности звучания эта группа достойно занимает второе после Магмы место в списке цойль-коллективов.
Изначально группа называлась более громоздко — Eskaton Kommandkestra. Ближе к 73-му году коллектив расширился, обзавелся двумя вокалистками, сократил название и стал известен большему количеству слушателей из-за появления в альбомах явных признаков цойля.
В общей сложности дискография Eskaton насчитывает 4 альбома. Сама группа закончила существование в 84-м всвязи со смерью Жиля Розенберга.
Eskaton — Eskaton
На очереди группа Weidorje (название происходит от слова V-dorje — библейское «небесное колесо»). Magma — всё-таки группа Вандера и исполняла в основном его композиции, поэтому два её участника, Бернард Паганотти и Патрик Готье , внёсшие вклад в альбом «Üdü Ẁüdü» (1976), примерно в это время образовали этот параллельный проект для исполнения своих произведений.
К сожалению в копилке группы есть только один лонгплей 78го года, переизданный позже в 90-м. Возможно, если бы не распад группы в 79-м году, цойль от участников Weidorje мог преобразиться и эволюционировать в совершенно иной стиль музыки.
Vilna — Weidorje
По большому счету, весь современный список групп, исполнявших когда-либо цойль, состоит на 80% из французов и японцев.
На очереди имя Йосиды Тацуи (Yoshida Tatsuya), основателя одного из знаковых на сабжевой сцене коллектива — Ruins. Хотя эта группа и является пост-панковой, от Магмы ей досталось много хорошего. Вообще Тацуя известен миру как необычный экспериментатор, импровизатор и конечно барабанщик. Его, возможно, некоторые знают по проекту Samla Mammas Manna, но всёже самой цойлевой его работой, как мне кажется, следует считать покрытую неизвестностью группу Koenjihyakkei. Переводится вся эта японамать как «Тысяча обликов Коэндзи», где Коэндзи — один из районов Токио. Основной задачей Йосиды в этом коллективе было успокоить и структурировать звучание Ruins, сводя его к максимально умному и около-магмовскому звучанию.
Vissqauell — Nivraym
Очередные уши выросли из группы Магма благодаря её бывшим участникам, пианисту Франсуа Каэну и саксофонисту Йочко Шефферу. И выросли они в коллектив с названием Zao. Классическим цойлем можно назвать лишь первый и с натяжкой — второй их альбом. После потери коллективом женского вокала, их музыка всё больше скатывалась к фьюжну и прогу. Как и принято в этой музыкальной среде, Zao распадались не раз и воскресали тоже не раз. К примеру 94-ым годом и альбомом Akhenaton ознаменовывается чуть ли не возрожение цойля как такового.
Isis — Osiris
На новой волне возрождения цойля в 95-м году, сразу после возрождения Zao, со стороны страны восходящего солнца доносятся благие и шокирующие вести. Квартет Happy Family повергает на колени американских поклонников прогрессива своим дебютником. И доказывает тем самым необычайную особенность своего народа делать прекрасное из того, что уже, казалось бы, умерло.
The Sushi Bar (with bad face, bad manners, and bad taste) — Toscco
Продолжая знакомство со второю волною сабжа, останавливаемся на команде на этот раз из Англии с названием Guapo. В лучших традициях магмы и авангардного рока в то же время, четверо участников движения Rock in Opposition и виртуозные мультиинструменталисты по совместительству выкладывают перед нами крсивый и логичный современный цойль.
52 Pick-Up — Towers Open Fire
Немного слов о движении Rock In Opposition. Это европейское общество было создано участниками британской прог-группы Henry Cow. Эти ребята врядли делали цойль, но были весьма и весьма авангардистами, а так же известными своими анти-коммерческими взглядами на музыку. Тем не менее, в этом движении принимало участие немало музыкантов стиля, о котором сегодня идёт речь. К таким музыкантам относятся и французы Dün. Просуществовав 3, в общей сложности, года, Dün записали единственную пластинку с названием Eros.
Henry Cow — Bittern Storm Over Ulm — Unrest
Запись передачи.