Shoegaze!


Вобщем то, прогрэссив, о котором мы постоянно слышим из выпусков прог-тайм, применим не только к музыке. Оп! Переворачиваем сознание и получаем… что нечто прогрессивное — значит новое, идущее в ногу со временем, или даже обгоняющее это самое время. А теперь Оп! — переворачиваем сознание обратно в нормальное состояние и получаем прогрессивную музыку… так…

Не, ну всё правильно, новая волна экспериментальной музыки, которая привычно пришла в эту вселенную из Соединенного Королевства, называется Шугейз. И именно «это» будет выносить вам мозг следующий час, а, возможно, заставит окунуться в приятный вечерний полудрём.

Так или иначе, шугейз, именуемый википедией, как «жанр альтернативного рока, наибольшее влияние на на который оказали дрим-поп и спейс-рок», пришел к нам именно из Англии приблизительно в конце 80х годов. И из этой же самой Англии благополучно ушел гулять по миру уже к середине 90х. Видимо, в период появления гранжа и брит-рока англичане совсем зажрались, и шугейз у них не прижился.

Отправной точкой шугейза принято считать группу My Bloody Valentine с их характерным для жанра альбомом Loveless 1991-го года.

My Bloody Valentine — Loomer — Loveless (1991)

По какому же принципу строится музыка представителей сабжа, чтобы их не смогли перепутать с пост-роком, дроуном или чего хуже — инди-брит-попом?

На волне влияния творчества My Bloody Valentine их коллеги по цеху и последователи по совместительству стали играть бестелесную, сонную музыку. Постоянно сравниваемая с MBV группа Slowdive, как и их современники, тяжело переживали период продаж альбома «Loveless». Позднее они даже используют технику семплирования у Кевина Шилдса, за что были незамедлительно турнуты с лэйбла. Однако перед этим, в 1993-м они записывают «Souvlaki», окрещённый музыкальной прессой, как «shoe techno».

Slowdive — Souvlaki Space Station — Souvlaki (1993)

Эхом появления шугейза стало образование бесчетного количества брит-поп команд, которые пытались играть именно в присущей шугейзерам манере атмосферной меланхолии. Яркие примеры — первые трэки группы Blur и первый сингл The Verve (All in the Mind).
В плане экспериментов со звучанием подобного рода первыми можно назвать The Cure, Sonic Youth, а ещё раньше — Джимми Хендрикс.
Ещё одни предтечи всего этого — группа Cocteau Twins — тандем влюбленных Робина Гатри и Лиз Фрейзер, которая, кстати, принимала участие в записи «Mezzanine» (1998) группы Massive Attack.

Carolyn’s Fingers с альбома Blue Bell Knoll 1988 года, написанного в процессе уничтожения Робином Гатри кокаиновой горы.

Существует некий британский инди-лэйбл, известный нам под названием 4AD, на котором начинали карьеру The Jesus And Mary Chain и Cocteau Twins. Отсюда, как повелось, и начинают расти уши. Немного позднее уши посредством трансплантации пересадят на лэйбл Creation Records во главе с Аланом МакГи, который и будет заниматься продвижением шугейза в британские массы.

А упомянутые выше The Jesus And Mary Chain сперва вообще пророчились как замена Sex Pistols из-за своей пограничной пост-панково-гранжево-шугейзовой манеры выступать на концертах, которые, в свою очередь, заканчивались чаще всего погромами и последующей славой. Группа приобрела имя «второго пришевстия Velvet Underground».

Psycho Candy с альбома Barbed Wire Kisses (1988)

Популярное выражение «стена звука» достигалось при помощи крепко сбитого сочетания синтетических звуков, пространного вокала и перегруженной от накрученных эффектов гитары. Музыка, создаваемая всеми участниками действия сливалась в один глубокий звук и обрушивалась на слушателя. Именно этот приём Робин Гатри принёс из Cocteau Twins в группу Lush, став c 1990 г духовным наставником не сильно профессиональных тогда музыкантов.

Nothing natural — Spooky 1993

На рассвете шугейза многие исполнители не были признаны до тех пор, пока жанр не набрал обороты. В раннем творчестве группы Spaceman 3, например, есть отсылки к музыке Брайана Ино или даже ранних The Stooges. Наркотики, монотонный звук, вводящий в транс и Jason Spaseman сделали группу тем, что условно просуществовало до 91-го года.

Rollercoaster с альбома Sound Of Confusion 1986 года

Итак, разберём шлово «шугейз» по составу. Первая часть заимствована у слова «ботинки», произносимого британцами как Shoes. А вторая — gaze — не иначе как «пыриться», из чего мы закономерно получаем перевод слова Shoegazing — как «пялиться на ботинки». На самом деле, группы на живых выступлениях смотрели не в зал, а прямо себе под ноги. Половина оных рассматривала педальки и примочки на полу и следила за малейшими изменениями звука, а вторая же половина изучала строение гитарного гриффа, в некоторой степени из-за собственного непрофессионализма, как это делали к примеру, ранние Lush.

Основанная в 88м году группа Chapterhouse полностью соответствовала облику первой половины шугейзеров и уже к 91-му году заняла свою заслуженную нишу среди Slowdive и my Bloody Valentine.

Pearl — Whirlpool — 1991

И вот интересный момент. Кузен Брюса Диккенсона – Роб – записал однажды от скуки дэмо под флагом новоиспеченного проекта Catherine Wheel. А в итоге получилось очень даже интересно не только для любителей «пожестче», но и для поклонников уходящего шугейза. Звучала группа гораздо энергичнее и агрессивнее, но сохраняла элементы психоделии и меланхоличности.

Black metallic с албьома Ferment (1992)

Шугейз накрылся медным тазом в середине 90х и был благополучно забыт, потерянный в омуте переплетающихся стилей. Новая волна ностальгии по старому-доброму пришла чуть позже наступления миллениума. Жанр начали активно воскрешать, вспоминать как это делается и называть модным словом nu-gaze.
На этой самой новой волне родился французский, как ни странно, дуэт с названием M83.

Run Into Flowers — Dead Cities, Red Seas & Lost Ghosts (2003)

Забыл сказать, что новую волну в интернетах стало принято называть Shit-gaze. Толи из-за неверия в возможность вернуть былое, толи из-за использования современных технических возможностей записи, привносящих в жанр что-то от дроуна, что-то от нойза, что-то от дрим-попа новой волны. Так или иначе, в 21-м веке ценителей ожидало приятное воссоединение немалого числа команд. Одной из них объявляю группу Ride, воскресшую в 2001-м и в 2006-м записавшую альбом Nowhere, с которого звучит следующая композиция под названием Dreams Burn Down.

Несмотря на большую схожесть к среднестатистическому спэйс-попу современный шугейз имеет своё право на жизнь. Солидно выделяющиеся на фоне остальных группа Airiel завершает сегодняшний выпуск своим вступлением к альбому The Battle of Sealand 2006 года.

      Запись передачи.